Специальная программа фестиваля ZEBRA (DE)
Фестиваль поэтического кино
15 ноября, 19:15
Фестиваль поэтического кино ZEBRA Мюнстер|Берлин


Фестиваль поэтического кино ZEBRA был основан берлинским Домом Поэзии в 2002 году. Фестиваль стал первой и наиболее обширной информационной платформой для короткометражных фильмов, основанных на поэзии — поэтических фильмов. Проходящий раз в два года фестиваль открывает площадку для обсуждения и обмена идеями и опытом как для авторов фильмов, так и для поэтов. В 2016 году фестиваль впервые прошел в Мюнстере в Schloßtheater и был организован Filmwerkstatt Münster в сотрудничестве с берлинским Домом Поэзии.

Программа представит подборку фильмов «наборной поэзии», показанных на предыдущих Фестивалях поэтического кино ZEBRA.

The ZEBRA Poetry Film Festival was launched in 2002 in Berlin by
the Haus für Poesie. It was the frst and it is still remains the largest
international platform for short flms based on poetry — poetry flms —
in the world. This biannual festival offers both authors of poetry flms
and poets themselves from around the globe a forum for fxing positions
as well as exchanging ideas and experience. For the frst time it took
place at the Schloßtheater in Münster in 2016. The festival is organized
by Filmwerkstatt Münster in cooperation with Haus für Poesie, Berlin.
The programme presents a selection of type flms that were shown at
the past ZEBRA Poetry Film Festivals.
Кураторы
Винфред Беттмер
Винфред Беттмер родился в 1954 году.
Он изучал немецкую литературу, социологию и педагогику в Вестфальском университете
имени Вильгельма в Мюнстере. Позднее изучал актерское
мастерство и режиссуру в нескольких агитпроп- и театральных группах. С 1987 года Беттмер работает в сфере документалистики и игрового кино. Он является продюсером короткометражных, документальных и игровых фильмов, а также художественных и
видеоинсталляций. Также он выступает куратором кино- и артсобытий. С 1997 года — директор Filmwerkstatt Münster.
Томас Зандеджакомо дель Бел
Томас Зандеджакомо дель Бел изучал немецкую филологию
и литературу, романскую культуру, а также медиа и
коммуникационные науки в Мангейме. С 2000 года он является
научным сотрудником в ZKM | Centre for Art and Media Technology
в Карлсруэ. С 2006 года Томас занимает позицию арт-директора
Фестиваля поэтического кино ZEBRA и прожект-менеджера
в Доме Поэзии в Берлине. Томас Зандеджакомо дель Бел —
независимый исследователь при Немецкой Синематеке в Берлине,
куратор фильмов — International Short Film Festival Berlin и член
комитета в Festiwelt — сети кинофестивалей Берлина. С 2016
года Filmwerkstatt Münster в сотрудничестве с берлинским Домом
Поэзии организовывает Фестиваль поэтического кино ZEBRA Мюнстер/Берлин
Программа

"something I remember" / Сюзанна Вигнер / Германия / 2012 / 2'20"
Поэт Роберт Лакс
something I remember / Susanne Wiegner / Germany / 2012 / 2'20"
Poet Robert Lax


"the light — the shade" / Cюзанна Вигнер / Германия / 2014 / 7'07"
Поэт Роберт Лакс
the light — the shade / Susanne Wiegner / Germany / 2014 / 7'07"
Poet Robert Lax

созерцание — рассматривание / Cюзанна Вигнер / Германия / 2016 / 6'08"
Поэт Роберт Лакс
contemplation is watching / Susanne Wiegner / Germany / 2016 / 6'08"
Poet Robert Lax

Navn Nome Name / Александр Вожжов / Норвегия / 2015 / 6'05"
telefonkatalogdiktet («поэзия телефонного справочника») — поэт Оттар Ормстадпоэзия телефонного справочника») — поэт Оттар Ормстад
Navn Nome Name / Alexander Vojjov / Norway / 2015 / 6'05"

telefonkatalogdiktet («поэзия телефонного справочника») — поэт Оттар Ормстадпоэзия телефонного справочника») — поэт Оттар Ормстад
telefonkatalogdiktet ("the phonebook poem") by Ottar Ormstad
Long Rong Song / Александр Вожжов / Норвегия / 2015 / 5'26"


Long Rong Song / Alexander Vojjov / Norway / 2015 / 5'26"
telefonkatalogdiktet ("the phonebook poem") by Ottar Ormstad

sol / Ottaras / Норвегия / 2017 / 5'14"
sol / Ottaras / Norway / 2017 / 5'14"
bråten / Ottaras / Норвегия / 2018 / 04'00"
bråten / Ottaras / Norway / 2018 / 04'00"

mnasir / Йорг Пирингер / Австрия / 2015 / 3'38"
mnasir / Jörg Piringer / Austria / 2015 / 3'38"

selbstverbesserung / Йорг Пирингер / Австрия / 2015 / 5'39"
Совершенствуясебя. Ябудусовершенствоваться. Хороший лучше лучший.
selbstverbesserung / Jörg Piringer / Austria / 2015 / 5'39"
Improvingtheself. Iwillimprove. Good better best.

«Естественный роман» в 8 главах / Милен Витанов / Болгария / 2015 / 4'01"
Поэт Георги Господинов
Natural Novel in 8 chapters / Milen Vitanov / Bulgaria / 2015 / 4'01"
Poet Georgi Gospodinov

«Маленькое утреннее преступление» / Аспарух Петров / Болгария / 2015 / 4'01"
A Petty Morning Crime / Asparuh Petrov / Bulgaria / 2015 / 4'01"
Poet Georgi Gospodinov

BOMB BOMB Discontent / Арбан Северин / Великобритания (Шотландия) / 2016 /
3'22" Поэт Марк Дери
BOMB BOMB Discontent / Arban Severin / Great Britain (Scotland) / 2016 / 3'22"
Poet Mark Dery
"something I remember" Сюзанна Вигнер / Германия / 2012 / 2'20


Поэт Роберт Лакс
Буквы разбираются на слои, превращающиеся в пространства,
улицы и падающий дождь
созерцание — рассматривание
Cюзанна Вигнер / Германия / 2016 / 6'08"
Поэт Роберт Лакс
Желтый уличный фонарь — начальная точка для путешествия
сквозь царство воображения. Фильм основан на стихотворении
Роберта Лакса, на его типичном вертикальном начертании шрифта,
с помощью которого он побуждает читателя к медленному
созерцанию. Фильм также отсылает и к биографии Лакса. Он
работал и жил в Нью-Йорке, где пережил момент выброшенности
из времени и пространства под желтым уличным фонарем и
позднее описал этот опыт в «21 странице». Он путешествовал
с маленьким цирком до переезда на греческие острова, где он
прожил 35 лет.
В сегодняшнем мире этот фильм — приглашение опустить глаза
от экрана и вглядеться в окружающую действительность с ее
тайнами и вдохновениями
"the light — the shade"
Cюзанна Вигнер / Германия / 2014 / 7'07"
Поэт Роберт Лакс
Контраст между светом и тенью, светлым и темным, белым и
черным, красным и синим — ментальное путешествие сквозь
личные пространства, изображения, буквы и слова.
BOMB BOMB Discontent
Арбан Северин / Великобритания (Шотландия) / 2016 / 3'22
Поэт Марк Дери
Анимированный триптих «нарезанных» поэм Марка Дери с 1979
по 1982 год: "SLEEP DOGS' Discontent", "SMASHING ATOMS", "SOFT
BONE FLOWER OF X-RAY BRITTLE".
«Естественный роман» в 8 главах
Милен Витанов / Болгария / 2015 / 4'01"

Поэт Георги Господинов
Тая, как мороженое, вымирая, как динозавр, этот короткий фильм
— исчезающая визуальная дестабилизация
«Маленькое утреннее преступление»
Аспарух Петров / Болгария / 2015 / 4'01"

Поэт Георги Господинов
Убийца со злым умыслом, который не чувствует ни вины, ни
сомнения
Navn Nome Name
Александр Вожжов / Норвегия / 2015 / 6'05"
telefonkatalogdiktet («поэзия телефонного справочника»)
— поэт Оттар ОрмстадИмена представлены визуально в качестве конкретной поэзии.
Большая часть имен тесно связана с норвежским языком, — они
отсылают к различным природным феноменам
mnasir
Йорг Пирингер / Австрия / 2015 / 3'38"
mnasir — визуально-шумовая поэтическая импровизация. Каждая
видимая буква репрезентирует, контролирует и манипулирует
живой записью обрывков голоса.
буквы (в порядке появления):
m
n
a
s
i
r
bråten
Ottaras / Норвегия / 2018 / 04'00"
Третье видео, основанное на "telefonkatalogdiktet" Оттара Ормстада
(«поэзии телефонного справочника»), книге конкретной поэзии,
опубликованной в Норвегии издательством Samlaget в 2006 году
Long Rong Song
Александр Вожжов / Норвегия / 2015 / 5'26"
telefonkatalogdiktet («поэзия телефонного справочника»)
— поэт Оттар Ормстад
Спроецированная на структуру из частиц, которая периодически
предстает упорядоченной, а периодически изображена в движении,
сконструированная языковая поэзия Ормстада обнажается и
прочитывается автором под пульсирующую музыку Mashtalirs.
selbstverbesserung
Йорг Пирингер / Австрия / 2015 / 5'39"
Совершенствуя себя.
Ябудусовершенствоваться. Хороший лучше лучший
Left
Right
Типографика поэтических фильмов

На раннем этапе развития кинематографа интертитры использовались
для предоставления языкового контента. Это особенно ярко проявлялось
на примере поэтических фильмов, таких как Манхатта (США, 1921), в
которых зритель видел поэтические строки в интертитрах. Начиная с
1950-х в открывающих титрах игровых фильмов появляется анимация
письменной информации — например, имена актеров. Эти анимированные
символы могут быть найдены и внутри самих фильмов, в частности, внутри
поэтических фильмов: иногда в качестве простого письма, проходящего
сквозь картину, иногда целиком или частично обесцвеченные. Таким
образом, смысл, заложенный в стихотворении, усиливался формой и
траекторией движения самих букв.
Художница Сюзанна Вигнер анимирует буквы в трех измерениях и
трансформирует их в дома и ландшафты. Буквы разбираются на слои,
превращающиеся в пространства, улицы и падающий дождь.
Основываясь на конкретной поэзии, Оттар Ормстад опубликовал несколько
книг, создавал анимированные видео-поэмы, выставлял фотографии
из проявочной и графику. Он любит желтые буквы, в особенности буквы
"y" в движении изображения и музыки. Его работы показываются на
экспериментальных кинофестивалях, премьеры которых обычно проходят
на мероприятиях, посвященных литературе и программируемым медиа
(также известных как цифровая или электронная литература).
Йорг Пирингер представит визуальную шумовую поэтическую
импровизацию. Каждая видимая буква репрезентирует, контролирует и
манипулирует лайв-записью обрывка его голоса.


Type in poetry films

In the early days of flm intertitles were used for the linguistic content. This is
especially evident in the early poetry flms, such as Manhatta (USA 1921): viewers
could see the lines of poetry in the intertitles. In the opening credits of feature flms
from the 1950s onwards, the written information, such as the names of the cast, is
animated. These animated characters can be found in flms, particulary, in poetry
flms. Sometimes as simple writing, which runs through the picture, sometimes
completely or partly faded in. Thus the message of the poem is reinforced by the
form and movement of the letters.
The artist Susanne Wiegner animates letters three-dimensionally and transforms
them into houses and landscapes. The letters are divided into layers, which
become spaces, streets, and falling rain.
Based on concrete poetry, Ottar Ormstad published several books, produced
animated video-poems, exhibited darkroom-photography, and graphic art. He
loves yellow letters, especially y's that perform to image and music in motion. His
works are screened at experimental flm festivals and usually premiered in venues
devoted to literature in programmable media (also known as digital or electronic
literature).
Jцrg Piringer presents a visual noise poetry improvisation. Each visible letter
represents, controls and manipulates a live recorded sound snippet of his voice


Центр современного искусства
им. Сергея Курёхина
Санкт-Петербург, Лиговский пр. 73, 4-й этаж
Метро: Площадь Восстания, Маяковская,
Владимирская, Достоевская
тел.: +7 (812) 322 4223