Премия им. Сергея Курёхина за 2018 год
Лучшее произведение визуального искусства. Номинанты
Автор: Александр Морозов
≪Акчим.Координаты≫
Художественный проект Александра Морозова, посвященный исследованию голоса и памяти. Экспозиция создана на основе акчимского диалекта, некогда существовавшего на территории Пермского края и сегодня практически утраченного.
В своем проекте Александр Морозов создает голосовые объекты, ставя вопрос о том, чем является диалект в ситуации, когда больше нет носителей, но есть документ, свидетельствующий об этом диалекте как о существующем. Художник осуществляет своего рода реконструкцию памяти, показывая, что диалект не исчезает, но незримо присутствует в жизни людей и языка.
Автор: Ася Маракулина
Комната отдыха
«Комната отдыха» — это первый зрелый персональный выставочный проект пермской петербурженки Аси Маракулиной в родном городе. «Комната отдыха» сложилась как серия из дискретно созданных работ за последние несколько лет между Пермью и Петербургом. Масштабные вышивки, выходящие в объекты и инсталляции, дополненные тонкой графикой, очерчивают здесь новый этап в становлении художницы.
Автор: Юлия Вергазова
Flora.onion
Проект посвящен новым видам коммуникации царства флоры и рассматривает одну из возможных ветвей появления интернета всего – даркнета растений. Его узловой точкой является расположенный в сети Tor портал flora.onion.
Владимир Потапов, Владимир Дубосарский
«ВСЕ ПАЛИТРЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»
Выставка «Все палитры попадают в рай» представлена двумя авторами: Владимиром Потаповым и Владимиром Дубосарским. Название выставки связано с двумя обстоятельствами. Первое - заявление президента РФ о том, что все россияне, погибшие в ядерной войне, сразу попадут в рай. Второе – фильм «Все псы попадают в рай» 1989 года, где погибший пес попал в рай, но так хотел отомстить своему обидчику, что вернулся обратно на Землю. Это отсылает к известной российской системе «Периметр», которая обеспечивает гарантированное возмездие в случае уничтожения всего командного состава страны. Решение о ядерном ударе возмездия принимает компьютер и гарантированно уничтожает противника
Денис Патракеев
Целение/Soteria
Греческое слово «soteria», означает обретение целостности. Корень этого слова so. Прилагательное – sos, то есть «целый, целостный». Отсюда изначальный смысл слова soteria – «целение, дарование целостности». Соответственно, слово Soter, известное как «Спаситель», есть «целитель, дарующий целостность».
Иван Плющ
Механизм бессмертия
«Механизм бессмертия» состоит из двух частей, которые складываются в общий сюжет о парке развлечений: инсталляция из качелей, развешенных рядами подобно ярусному театру, и масштабная карусель с множеством детских лошадок. Сочетая аутентичные советские и современные материалы, художник создает пространство безвременья, где детский и взрослый чувственный опыт оказывается на равных ролях: для одних это возможность вспомнить о детстве, для других — часть детства как такового. Эмоции зрителей складываются в «Механизме бессмертия» в общее воспоминание о празднике, который то ли уже закончился, то ли еще не наступил
Ксения Юркова
Хребтовый суп, фаршированные кролики
Хребтовый суп, фаршированные кролики - это мультимедийный проект, затрагивающий биополитику пищу, особенно такие аспекты как голод и перепотребление. Вопрос исследуется как в рамках исторического конфликта, так и с точки зрения современной идеологии моды, стиля жизни и благоаолучия. Проект использует язык пост-документального вербатим видео, фотографии, инсталляции, а также существует в виде книги спекулятивных рецептов, деконструирующей знакомую эстетику рекламы и конвенциональную репрезентацию.
Север-7
ШАРППС-7 («Школа Активного Рисования и Перформативного Позирования Север-7»)
Петербургская группа «Север-7» представила в пространстве галереи OVCHARENKO в Москве «Школу активного рисования и перформативного позирования» (ШАРППС-7) – перформанс в созданной художниками инвайронмент-среде. Проект «ШАРППС-7» – своего рода открытый урок,
живая форма документации, отсылающая к регулярным в течение последних двух лет практикам «активного рисования и перформативного позирования» группы, консолидировавшим сообщество современных петербургских художников.
Семён Мотолянц
Антиперсональная персональная выставка Семёна Мотолянца , который понял, что он ничего не понял в современном искусстве.
Персональная выставка в залах галерии Борей , где каждый зал был отдан под руководство разного куратора ( Матвеева Лиза, Шапкина Наталья, Скворцова Анастасия и Котылева Анастасия). "Я ничего не понимаю в современном искусстве, да и в классическом тоже, поэтому я позвал на помощь четырех кураторов. Вначале мне хотелось скрыть факт своей некомпетентности, но потом я решил вынести его в заголовок", - Семен Мотолянц.
Софа Скидан (куратор — Александр Буренков)
Transverse Hyperspace
Отправной точкой для создания работ, представленных в рамках проекта, стали размышления художницы о том, как восприятия темпоральности, тела и идентичности, способы мышления, работа памяти меняются в эпоху циркуляции и беспрерывного производства информации. Вдохновляясьидеями Донны Харауэй, Юджина Такера, Тимоти Мортона и Рози Брайдотти, Скидан пытается сконструировать лабораторию исследования новой телесности, стремящейся к стиранию границ между полами, отчуждению виртуального тела от его физического носителя.
Таус Махачева (скульптурная инсталляция: Александр Кутовой)
ASMR (Autonomous Sensory Meridian Response) Spa
Для Ливерпульской биеннале 2018 года Таус Махачева создала действующий спа-салон из нескольких элементов, в том числе руиноподобных скульптур, выполненных художником Александром Кутовым; нового ассортимента косметических продуктов, разработанных специально для проекта Тиграном Гёлецяном (22|11 Cosmetics); перформанса, текст для которого написал Дэвид Макдермотт; и видео ASMR (автономная сенсорная меридиональная реакция). В спа-салоне посетители биеннале могли получить скульптурный уход за лицом продолжительностью около 29 минут. Уход проводился перформером, который во время процедуры рассказывал о произведениях искусства, превратившихся в пыль. Каждая процедура знакомила посетителя с материальной историей жизни художественных работ, которые превращаются в ингредиенты косметических продуктов. ASMR Spa ставит вопрос о том, что означает быть отреставрированным, и что – быть реставратором.
Федора Хиросигэ
Дацан Федора Хиросигэ
Федор Хиросигэ – художник со сложносочиненным, многосоставным Я, выстраивающий в своем искусстве жизни настоящее здание из невероятных «метафизических» структур, составленных из обрывков религиозных и мистических учений, научно-популярных мифов, цитат, перенесенных в иной контекст, идолов поп-культуры, народных легенд и поверий и где-то подслушанных фраз.
Поэтому Дацан стал более чем подходящей архитектурной метафорой для рефлексивной работы, направленной на попытку сформулировать основные постулаты мифологической вселенной Федора Хиросигэ.
Хаим Сокол
Значит нашего появления на земле ожидали
Хаим Сокол в своем новом проекте для галереи Anna Nova представляет тотальную инсталляцию, где пройдя через водную стихию, зритель увидит долгожданную сушу. Заимствованную у Вальтера Беньямина фразу без начала и конца, вынесенную в название, Сокол предлагает читать буквально: «на земле» значит «на суше». Как будто эти слова произносят люди, находящиеся в море.