Отношения современного искусства с наукой за последние 20 лет приобрели характер даже не направления, но целой отрасли, или индустрии, где действуют свои законы. Людмила Белова год назад тоже оказалась интегрирована в эту сферу, приняв участие в большом коллективном проекте «Новая антропология» в Колтушах. Для Петербурга взаимодействие художников с исследователями из института физиологии имени Павлова оказалось, как представляется, знаковым событием в области сайнс-арта. Людмила признается, что «никогда не занималась сайнс-артом», но что ее предыдущий проект «Моделирование будущего» был «связан с размышлениями о будущем человека в цифровом мире».
Проект «Процессы» - продолжение этих размышлений о направлении исследований, чрезвычайно актуальных и привлекательных далеко не только в специальной среде, но и шире – у тех, кто так или иначе задумывается над открытиями, кардинально изменившими взгляды и представления о том, что такое человеческое сознание. «ПРОЦЕССЫ» - это выставка-путешествие по «пространству, лишенному тверди»: вы словно погружаетесь в мир расширяющегося сознания человека, чей интерфейс представляет собой разомкнутую систему.
Виртуальную реальность цифрового будущего художница переводит в узнаваемые образы – хрупкая скульптура девочки 1950-х выступает проводником в царство искусственного интеллекта, бесстрашно переносясь в мир, напоминающий бесконечное разомкнутое во вне сетевое пространство. Улыбающаяся девочка Цифра (так назвала ее художница) сращена с палочкой для селфи – своего рода метафора ее цифрового удвоения в пространстве сети. Это кэроловская Алиса, альтер эго самого автора, готовая оказаться в стране с другими пространственно-временными измерениями. Вокруг летают диковинные птицы-роботы как намек на виртуальную 3D реальность, изображенную за ней на картине «Моделирование будущего». Это – портал, вход в виртуальную реальность. «Цифра» селфит себя на фоне картины, где даны изображения двух типов нейронных сетей: естественной и искусственной.
Холсты с изображением «паутинного дола снастей» - уходящего в глубину кружева - сделаны в технике близкой к дриппингу – они даже создаются на полу, а потом также вывешиваются на стену в ожидании дальнейшей работы. Волосяные нити создают эффект не просто созерцания, но погружения в микромир: глаз настраивается на оптику атомарного зрения, осуществляя перенос масштабов. В русском авангарде Малевич и Филонов по меткому замечанию Ковтуна оказались вооружены двумя увеличительными приборами – один телескопом, видя планеты в космическом пространстве, другой – микроскопом, открывая не менее протяженную атомистическую вселенную. В данном случае речь идет о визуализации процессов, которые позволяют мысли в мозгу человека совершать свое движение, собственно процесс мышления.
Перед нами три реальности. Первая – это рождение мысли в мозгу человека, по-прежнему являющимся загадкой для нейробиологов. Вторая – это виртуальная реальность компьютерного моделирования, с помощью которой моделируется реальность первого порядка. И третья - реальность живописного пространства, зримо доносящая до нас образы, которые адекватнее всего могут быть рассказаны языком абстрактного искусства. Способы схватывания пространства с помощью выстраивания определенных геометрических структур и попытки создания некоей модели его построения позволяют сочетать разные элементы редуцированных форм. Метафорой цифрового пространства может выступать сетка, решетка с пустотными ячейками, напоминающая минималистические скульптуры Сола Левита, нейронные же структуры и связи точнее всего отображаются с помощью наслаивающихся друг на друга клубков краски Джексона Поллока. Это слияние двух миров показано в живописных работах художницы, где флуоресцентные нитяные кружева линий погружают нас в микромир мозга, картинку которого можно теперь вообразить благодаря фотографиям, сделанным электронным микроскопом.
Михаил Ямпольский в своих лекциях, посвященных феномену изображения приводит наблюдения антрополога Тима Ингольда о природе линий. «Он выделяет два типа: один он назвал «нитью», а второй – «следом». Нить – это линия, которая не имеет поверхности. Нервная система, нейроны и их связи в мозгу не имеют поверхности, они похожи на нити. А след – это что-то отличающееся от нити, потому что он оставлен на поверхности, следа без поверхности в принципе не существует. Кроме того, Ингольд говорил о призрачных линиях, которые существуют только в нашем сознании: это геометрические линии, меридианы, параллели, экватор». В своих работах художница пытается совместить изображения всех этих типов линий, визуализируя интеллигибельное пространство как бесконечную нейросеть, в которой сосуществуют, накладываясь, прорастая в друг друге биологическое и технологическое как формы записи человеческого и искусственного интеллекта. «То, что линии существуют как нити, - пишет Ямпольский, - а потом становятся следами, а потом проваливаются сквозь поверхность, которая перестает их держать, - это факты нашего сознания, мерцающего сквозь отношения этих записей, которые то наращивают материальность, то теряют ее, проявляются на поверхности, снова проваливаются…».
Здесь говорится о неизбежном начале для возникновения любого знака – плоскости, с которой начинается история письменности и любого изображения вообще. Для современного компьютерного сознания переход в 3D реальность и главное ее моделирование происходит в оптическом растягивании плоскости в глубину. Экран, граница преодолевается, становится прозрачной. В стратегической перспективе о преодолении этой граничности холста и выходе за пределы четырех измерений грезили и пытались достичь его в своих живописных работах многие художники 20 – 21 века. Меняется и точка зрения «наблюдателя» - она все время подвижна и более того, он сам становится актором ее становления в ПРОЦЕССЕ активного зрения-участия.
Эту подвижность, постоянное движение зрителя по выставке художница обыгрывает еще и с помощью аудио и видео инсталляций – ведь ей самой присущ этот многоканальный тип репрезентации, позволяющий активно задействовать традиционные и новейшие технологии и методы воздействия. В инсталляции «Процессы» совершается выход за плоскость изображения в реальное пространство, где «весомо грубо зримо» показано как устроены нейронные сети мозга. Шестиканальная аудио-инсталляция, созданная Игорем Поцукайло – звуковое представление о ПРОЦЕССАХ постоянно, происходящих в человеческой голове. Выставка-путешествие – это визуализация перехода сознания в иное состояние, где постепенно происходит сращивание и даже замена естественной нейронной сети искусственной.
Ключевой темой, разыгранной в этом проекте, является тема удвоения, своего рода цифровое зазеркалье, которое, как показывает художница, перестает быть дополненной, параллельной реальностью, но создает динамику перехода, движения, ПРОЦЕССА. В самом ее творчестве эта тема, преломленная в интересе оптическим эффектам – таким как отражения, тени, удвоения и рефрен – представляется одной из центральных.