Выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда–Санкт-Петербурга 1985-2000 годов»
22 ОКТЯБРЯ — 22 НОЯБРЯ 2020
Выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга 1985-2000 годов» воссоздаёт многообразную картину происходившего в те годы интенсивного освоения новых путей и технологий в искусстве.

Выставка подготовлена Санкт-Петербургской Новой Академией при поддержке Комитета культуры города.
Вход свободный.


От первых съёмок независимого и параллельного кино андеграундными режиссерами и художниками — к видео арту, к синтетическому перфомансу и хеппенингу; от традиционного и фотоколлажа к компьютерному коллажу, работе с программами и эффектами, монтажу и инсталляциям. Этот путь привёл к возникновению новых языков в искусстве: к сетевому искусству (веб-арту и нет-арту), виджеингу, диджеингу, саунд-арту и к художественным экспериментам с новым медийным пространством, столь актуальным в XXI веке.

Поскольку до сих пор не существует объективного и полного исследования истории этого явления в Санкт-Петербурге , мы собрали воедино и систематизировали по годам и направлениям этот процесс перехода от аналоговых технологий к цифровым.

Куратор — Виктория Илюшкина
Автор идеи — Ольга Тобрелутс

При поддержке киностудии Ленфильм.
ПН—СБ: 12:00-21:00
ВС: ВЫХОДНОЙ

ЛИГОВСКИЙ
ПР. 73,
4 ЭТАЖ

ВХОД: БЕСПЛАТНО
РПРПРП
Независимое кино и Параллельное кино, Некрореалисты, Новые Дикие, Речники, Новые Художники, Новые Композиторы, Пиратское Телевидение, Новая Академия, Товарищество Новые Тупые, АХЕ, Инженеры Искусств, Киберфеминизм, Галерея 21, группа Запасной Выход, группа Свои, ФНО — это те объединения и течения, деятельность которых в Ленинграде–Санкт-Петербурге на заре 90-х и во времена Перестройки способствовала возникновению новых направлений в искусстве.
Эксперименты пионеров медиа арта в России — фильмы, коллажи, инсталляции Ольги Тобрелутс, Константина Митенёва, Дмитрия Пиликина, Тимура Новикова и Сергея Шутова, группы Инженеры Искусств, Галины Леденцовой и группы Запасной Выход, Людмилы Беловой и многих других представлены на выставке.

Дух свободы, демократии, творческого эксперимента, который несла с собой Перестройка, отразился в исканиях этих молодых независимых художников и режиссёров того времени, развивавших свое видение и авангардное искусство посредством освоения новых технологий.

Персональные выставки пионеров медиа-арта путешествуют по музеям мира.
Поэтому именно в Петербурге, колыбели российской медиа-революции, важно показать в полном объеме их произведения, начиная с экспериментов параллельного кино и заканчивая лентикулярными панелями.

ПРОГРАММА ПОКАЗОВ ФИЛЬМОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО И НЕЗАВИСИМОГО КИНО ИЗ СОБРАНИЯ ПВА (ПЕТЕРБУРГСКОГО ВИДЕО АРХИВА)
Предварительная запись не требуется, вход свободный
ПН-ПТ: 18:00-18:50

СБ:
16:00-16:50
Первый сеанс

«Коллективный мультфильм Новых Художников» В. Овчинников, А. Овчинников, Е. Кондратьев (Дебил), О. Котельников, О. Маслов, А. Козин, А. Курмоярцев (Мертвый) — Клип «Джамба, Брежнев-Казачок» Е. Кондратьев — «Наш край» О. Котельников — Клип. Без названия, О. Маслов — «Грёзы» Е. Кондратьев — «Нанайнана» Е. Кондратьев — «Путешествие» Е. Кондратьев, Г. Малышев, Ж. Баранов — «НПСМ (Новая Партия Свободных Мужчин)» И. Померанцева, О. Маслов — «Говорят члены киногруппы Всемирного общества Че-паев» С. Добротворский, О. Лепесткова, А. Феоктистов (Вилли)
ПН-ПТ:
19:00-20:00

СБ:
17:00-18:00
Второй сеанс

«Капли остаются на деревьях» Е. Кондратьев — «Снегурочка» И. Померанцева — «Туркмен» О. Котельников, Г. Малышев, В. Костяков, Т. Леднева — «Воскресение» Б. Матвеева, В. Захаров
ПН-ПТ:
20:05-20:50

СБ:
18:05-18:50
Третий сеанс

«Любовь и жизнь» И. Померанцева — «Максим Максимыч» Е. Кондратьев — «Кювейт ту дэй» О. Маслов
О ВЫСТАВКЕ
УНИКАЛЬНОСТЬ ПУТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МЕДИА-ИСКУССТВА

В начале интернет эры независимые художники и режиссёры, взявшие в руки камеру, не имели представления о том, что делают их коллеги на Западе. Эти знания доходили опосредованно: через личное общение, обмен опытом с зарубежными коллегами во время выставок, организованных отделом Новейших течений Русского музея. В Ленинград приезжали и общались с художниками Джон Кейдж, Понтюс Хюльтен, Брюс Стерлинг, Джоанна Стингрей, Брайн Ино. С появлением компьютера, доступного интернета и возможности путешествовать произошла трансгрессия физических и ментальных границ. Интернет еще не был отягощен коммерцией и его освоение происходило творческим путем. Художники во многом становились первооткрывателями новых территорий и первопроходцами. Они выпускали компакт-диски, интернет журналы, делали первые сайты, устраивали рейвы, международные конференции и телемосты. В выставку и каталог вошли воспоминания участников, документы и фотодокументация.
НЕЗАВИСИМОЕ КИНО СЕРЕДИНЫ 80-90Х

В экспериментальных фильмах и фотографиях конца 80-х появляются отголоски предвидения компьютерной эстетики будущего. Художники параллельного кино ломали традиционное видение кинопроцесса, они использовали доступные им приёмы для создания нового представления о фильме, монтаже, сюжете. Сегодня можно сказать, что их эксперименты не прошли даром, они стали активно применяться в современном кинематографе, рекламе и видео искусстве. На выставке будут представлены фильмы Беллы Матвеевой и Владимира Захарова, Иветты Померанцевой, Олега Котельникова, Евгения Кондратьева, Андрея Мёртвого, Константина Митенёва, Олега Маслова, Андрюса Венцловы, Дмитрия Фролова, Дмитрия Лурье, Эдуарда Шелганова, группы АХЕ и других.
КОЛЛАЖ-МОНТАЖ

Важным разделом выставки является «Коллаж-Монтаж». Интересно проследить эволюцию этого метода в произведениях от аналоговых к компьютерным. От аппликационных коллажей «Инженеров Искусств», вырезанных и смонтированных вручную, анимационных коллажей параллельщиков, фотоколлажей Александра Филипченко, к первым новаторским компьютерным фото и видео-коллажам Ольги Тобрелутс, Егора Острова, анимациям Тимура Новикова, Сергея Шутова, к палитре компьютерных музыкальных клипов Андрюса Венцловы, Речников и Новых Композиторов.
ПЕРВЫЕ ВИДЕО- И МУЛЬТИМЕДИА-ИНСТАЛЛЯЦИИ

История первых видео- и мультимедиа-инсталляций представлена несколькими авторами. Это — «Лабиринт» Ольги Тобрелутс, снятая и смонтированная в Германии на Offene Channel в 1990 году, документация экспериментов группы «Запасной выход», проходивших в Запасном дворце Царского Села в середине 90-х, «Оцифровка крови» 1998 года Людмилы Беловой и её «Вынужденный ракурс» 1999-2000 года, представляющий трёхэкранную инсталляцию и получивший приз на конкурсе International\Media\Art\Award в ZKM в Карлсруэ в 2000 году.
НОВАЯ АКАДЕМИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ

В 1993 году на Пушкинской, 10 открылась Новая Академия Изящных Искусств (НАИИ). Здесь одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые технологии. Тимур Новиков, культуртрегер искусства Петербурга, вёл обучение технологиям в НАИИ, откуда потом вышло много современных художников. Знаменитое «Пиратское телевидение» (ПТВ), созданное художниками круга Тимура Новикова, Юрисом Лесником, Владиславом Мамышев-Монро и Георгием Гурьяновым, монтировало короткометражные фильмы, клипы, новости культуры за неделю для небольшого круга творческой молодежи, объединённой адресом Фонтанка, 145, которые потом показывали в клубах и на вечеринках.
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Художники работали и на Ленинградском телевидении. Две авторские программы Владимира Дава «ДЕМО» и Олега Поварова «СУБКУЛЬТУРА» отличались новаторским авторским видеомонтажом изображения, скорее напоминающим видео-арт, нежели новостную программу. Знаменитая медиа-интервенция «Ленин-гриб», которой поверили многочисленные телезрители, была осуществлена Сергеем Курёхиным в телепрограмме Сергея Шолохова «Тихий дом» в 1990 году.
ПАНК-КОРАБЛЬ-ИСКУССТВО ШТЮБНИЦ

Легендарна история панк-корабля-искусство Штюбниц, пришвартовавшегося у берегов Невы в 1994 году. Оснащенный компьютерами и ставший творческой концептуальной лабораторией новых медиа, он повлиял на появление техно-культуры «Техно-Арт-Центра» и «Кибер-Фемин-Клуба», Галереи 21, которая стала организатором мастерских новых медиа и семинаров, отрабатывавших разные аспекты кибертеории, сотрудничала с проходившими в городе конференциями по компьютерному искусству. Были изданы несколько компакт-дисков: «От Неоакадемизма к Киберфеминизму», «Игра без правил», запущен журнал «Виртуальная анатомия», сайт «Кибер-фемин-клуба», проект Дмитрия Пиликина «Свидетели эпохи» и веб-проекты Константина Митенёва "Bioloid Factory" и "Ундина/Undina", первое интернет-телевидение "Twins TV". В Петербурге начала 90-х годов появились первая в России компьютерная студия «Крейт», которая объединила вокруг себя художников, увлеченных новыми технологиями. Работы этих художников широко известны за рубежом, получили множество призов на международных фестивалях, но их практически невозможно увидеть здесь.

Хочется отметить тех, кто оказал большое влияние на развитие медиа-технологий в искусстве в самом начале их появления, разработав в своих произведениях такие художественные подходы и приёмы, которые нашли применение в различных областях искусства в будущем.

Это целое созвездие имён: Евгений Юфит, Константин Митенёв, Евгений Кондратьев, Андрей Мёртвый, Сергей Добротворский, Эдуард Шелганов, Дмитрий Лурье, Иветта Померанцева, Олег Котельников, Иван Сотников, Олег Маслов, Виктор Кузнецов, Тимур Новиков, Сергей Шутов, Сергей Курёхин, Белла Матвеева, Владимир Захаров, Rivermax, Юрис Лесник, Георгий Гурьянов, Владислав Мамышев-Монро, Ольга Тобрелутс, Андрюс Венцлова, Валерий Алахов и Игорь Веричев, Юлия Страусова, Инал Савченков, Франц Родвальт, Сергей Еньков, Григорий Стрельников, Александр Филипченко, Егор Остров, Борис Казаков, Жора Баранов, Дмитрий Фролов, Ирина Актуганова, Алла Митрофанова, Дмитрий Пиликин, Вита Буйвид, Павел Семченко, Юрий Соболев, Галина Леденцова, Сергей Никокошев, Владимир Быстров, Татьяна Подвигина, Людмила Белова, Наталия Лях и многие другие.

Информационные партнёры

Центр современного искусства им. Сергея Курёхина
Санкт-Петербург,
Лиговский пр. 73, 4 этаж

Тел. +7 812 322 4223